Существуют два основных критерия, которые определяют срок службы аккумулятора на исправном автомобиле - это пробег автомобиля более 70-100 тыс. км и срок эксплуатации более 2-х- 3-х лет. Это конструктивный и технологический потенциал, заложенный в среднестатистическую аккумуляторную батарею со стандартными электрическими характеристиками. У бюджетных вариантов аккумуляторных батарей эти показатели ниже, поэтому нужно обращать внимание на гарантийные обязательства изготовителей.
Эксплуатации аккумулятора за пределами данных критериев – это игра в рулетку, результат которой зависит от многих составляющих, таких как:
- Интенсивность эксплуатации и условия хранения автомобиля, режимы движения (город-шоссе);
- Техническое состояние автомобиля, особенности электрооборудования;
- Наличие электропотребителей, установленных дополнительно к заводской комплектации автомобиля;
- Периодический контроль состояния и обслуживание аккумулятора
Нужно понимать, что жизненный срок батареи зависит от многих факторов, в том числе от количества циклов заряда-разряда, глубины разряда, величины тока разряда и напряжения заряда. Например, в случае эксплуатации автомобиля в режиме такси аккумулятора хватит на 1-1.5 года, а частник, с поездками в выходной на дачу, может протянуть и 4-5 лет, при условии контроля и обслуживания аккумулятора.
Глубокие разряды аккумулятора значительно сокращают срок службы батареи, а в зимний период низкая плотность электролита приводит к его замерзанию и, как следствию, разрушению электродов.
По мере эксплуатации аккумулятора происходит естественное постепенное снижение его характеристик и в определенный момент, батарея без проблем пускающая двигатель в теплое время, перестает «крутить» при отрицательных температурах. В связи с этим, аккумуляторы с солидным возрастом и пробегом лучше поменять до наступления морозов.
Простым критерием степени «износа» аккумулятора может служить степень чистоты (прозрачности) электролита, которую можно оценить в момент замера плотности в процессе зарядки. Если электролит становиться мутным, непрозрачным, то это является первым признаком окончания срока службы батареи.
Существует множество электронных специализированных приборов для оценки состояния аккумуляторов. Нужно помнить, что тестирование должно проводиться на полностью заряженной батарее и должен быть обеспечен качественный контакт между клеммами тестера и аккумулятора, в противном случае велика погрешность измерения.
Практика показывает, что эксплуатация аккумулятора до «последнего вздоха», приводит к тому, что автомобиль не заводиться в самый неподходящий момент, срываются все планы и дела. Оценивайте заранее потенциал вашего аккумулятора, самостоятельно или при помощи специалистов, и старайтесь заблаговременно поменять старую батарею на новую.
Осипов Андрей Юрьевич
Руководитель службы испытаний и исследований
«Аккумулятор инноваций»